Теперешний человек слаб и не хочет заставлять душу работать. Вот приходит человек в монастырь. Первые года три, ну как на крыльях летает. Не видит ни недостатков никого, ну все хорошие, всё хорошо. Молиться легко, всенощное бдение стоять, да пожалуйста, хоть ещё одно могу отстоять. Я спрашивал батюшку: «Батюшка», - говорю, - «а почему так все легко?» Он говорит: «Мой хороший, дармовая благодать». Я в книгах почитал: ну где-то года на три такая дается. Через три года Господь благодать прибирает и смотрит: и как ты теперь сам-то будешь идти. Ну теперь, сам ты себе уже представляешь, начинаются трудности. Духовник, который вчера казался ангелом, сегодня таким не кажется, братия уже не такие хорошие. Да... Изнутри вырываются непонятные для тебя... и ты удивляешься: как это, это я такой? вчера был совсем иной а сегодня такой? Начинается трудная борьба. И если монах эту борьбу с Христовой помощью выигрывает, тогда он получает совершенно другую благодать – законную его благодать. И в браке тоже самое, и в общем-то все это сами могут заметить: первые года три-четыре в семье лад и мир, люди живут. Проходит какое-то время, в семье начинаются трудности: и он оказывается уже не такой как был и она уже оказывается не такая как была. Отношения портятся. В общем-то то же самое, то же самое: Божия благодать, которая позволила людям начать жить вместе, теперь оставляет: душа должна работать. И если люди в браке смиряются друг с другом, если они действительно для этой любви жертвуют своими страстями, своей гордостью, то через какое-то время получается настоящая семья. И наверное видели много раз, когда... ну, лет по 60 вот, сидят там бабушка с дедушкой - совершенно красивые, одинаковые - не успеет он вздохнуть, она знает, что он хочет и наоборот, наоборот... Вот это семья, они выиграли эту борьбу. Так устроено, что путь этой борьбы человек должен пройти на этой земле. В браке ли, в монашестве, её не избежать.
Иеромонах Пантелеимон
http://www.regentzagod.com